Иркут многоликий.
Ниже п. Монды по Иркуту матрасный сплав.Фору м туристов-водников.
Сплав по р. Иркут на байдарке «Щука» — август-сентябрь 2025 г.
Водный маршрут: г. Слюдянка - п. Монды — р. Иркут — д. Быстрая — г. Слюдянка.
Протяженность сплава: 226 км, продолжительность похода 15 дн, сроки 21.08-04.09.2025 г.
Цель похода: познакомиться с природой Восточного Саяна и Тункинской котловины, пройти на надувной байдарке верхнее течение р. Иркут.
Бассейн р. Иркут окружают высшие вершины Восточного Саяна и Тункинских гольцов. Массив Мунку-Сардык просматривается со всех концов Тункинской котловины на протяжении более 150 км. Красивые виды, чистая река, песчаные и галечные пляжи в низовьях. Маршрут доступен: вдоль реки на всем протяжении идет автомобильная дорога, позволяющая начинать и прервать маршрут в любой точке. При этом населенные пункты расположены далеко от реки (виной тому бурные паводки), лесистые берега чередуются с пастбищами, болота к реке не выходят, расположены в глубине тайги. Несмотря на освоенность котловины и развитую дорожную сеть, на реке много глухих и труднодоступных участков.
Маршрут проходит по территории Тункинского нацпарка (для посещения необходимо оформить разрешение, его проверяют на посту, расположенном на автотрассе на границе Иркутской области и Респ. Бурятия, в населенных пунктах и на маршруте разрешение никто не спрашивает). За п. Монды начинается погранзона, пост на въезде в поселок. Для пребывания в поселке и его окрестностях пропуск в погранзону не требуется, въезд по паспорту, но если начинать сплав выше поселка, при оформлении разрешения необходимо указать район — Мунку-Сардык. Если указать п. Монды — придет отказ. Ниже д. Быстрая р. Иркут течет по территории Иркутного заказника, где с 1 сентября на сплав по реке ежегодно вводится нерестовый запрет. Коммерческие команды как-то его обходят, а самодеятельным группам можно нарваться на штраф.
Заброска: из г. Слюдянка идет проходящая маршрутка Улан-уде — Орлик, однако свободных мест в ней практически не бывает. Это касается также всех маршрутных автобусов, следующих в курортные места Тункинской долины. В п. Монды есть несколько частных гостиниц, однако с середины июля по сентябрь все места заняты спортивными командами, в основном из Иркутска (катание на роллерах по автотрассе и кроссы на г. Хулугайша). Также в выходные много автомобилистов из Иркутска и Улан-удэ. На майские праздники массовое паломничество на г. Мунку-Сардык (в это время можно легко подняться на вершину по руслу замерзших ручьев и остаткам снега). Такси от вокзала в г. Слюдянка до п. Монды на площади вокзала летом 2025 г. стоило 8 тыс р, по телефону можно заказать за 6 тыс. р., 210 км за 4 часа.
Немного геоморфологии: Тункинская котловина формировалась вместе с Байкальской и состоит из отдельных впадин, разделенных участками поднятий. Процесс её образования начался около 20 млн лет назад и продолжается по настоящее время. Особенно активно он проходил последние 1,5 млн лет, с неравномерным опусканием различных участков впадин и образованием Обручевского сброса в наиболее глубокой части оз. Байкал, а также активным вулканизмом в отрогах Тункинских гольцов. 10-12 тыс. лет назад в результате опускания сформировался современный сток из оз. Байкал в р. Ангара, что привело к падению уровня озера на 200-300 м. Раньше сток существовал на восток в сторону Муйской котловины в бассейн р. Витим. Плейстоценовые оледенения сформировали троговую долину в верхнем течении р. Иркут, выровняв дно и образовав длинные боковые морены на высоте 250-300 м от дна долины (такие же, как в Байкальской котловине, где они считаются озерными). Только расположены они на 1,5 км выше, где озера уже не могло быть. Тогда что это — следы Гроссвальдовских ледоёмов или результат продолжавшегося опускания дна котловины за последние 11-12 тыс. лет, когда долинный ледник уже растаял?
Ступенчатое строение Тункинской котловины определяет характер реки Иркут. На дне впадин она растекается на шиверистые протоки, а в местах прорыва поднятий собирается в одно русло в ущелье со скальными стенами, имеющее черты широкого каньона, образуя непрерывную цепь шивер и прижимов. В результате активной геотектоники частые камнепады со скальных стен образуют слабоокатанные крупноглыбовые россыпи, в местах прижимов достигающие русла. В малую и среднюю воду на них разбивается выходящая из прижима струя, сильно усложняя прохождение.
Написать хорошую лоцию верхнего участка р. Иркут довольно сложно. Мы такой пока не нашли. Во-первых, на реке высокая плотность довольно однотипных препятствий на протяженных участках. Характерных порогов мало. Во-вторых, подъем воды на 1-1,5 м даже от дождевого паводка разительно меняет облик реки, не говоря о весенних подъемах на 3-5 м. Нам с этим пришлось столкнуться. С учетом нашего судна — надувная байдарка, мы шли в конце августа в период межени и в первый день увидели действительно прозрачный Иркут с его каменистыми шиверами — идеально для «Щуки». Но следующие сутки со стороны Байкала пришли дожди, в горах на 2500 м установился снежный покров и вода стала подниматься. Подъем начался медленно через 12 часов после ливня и продолжался в течение 2 суток. Еще медленнее вода падала, сказывалось снеготаяние в горах — это ещё одна особенность реки.
На реке можно выделить несколько участков:
Первый - типично горный Саянский: от устья р. Белый Иркут (л) до автомобильного моста в п. Монды. Протяженность 26 км, средний уклон 7 - 8 м/км. Река течет в лесистом ущелье, иногда разбиваясь на протоки. Воды ещё мало, но скорость течения высокая 5-7 м/с. Препятствия — шиверы, разделенные короткими участками быстротока. В нижней части шивер вдоль берегов, иногда в центре скопления довольно крупных камней (в малую воду), в большую — мелкие бочки. Встречаются короткие «горки» с перепадом 1 — 2 м. В малую воду шиверы с наплыва не просматриваются, необходим осмотр. На 8 и 16 км от начала сплава река принимает крупные правые притоки, стекающие с массива Мунку-Сардык, воды становится заметно больше. Долина расширяется, река течет быстрыми протоками среди лесистых и галечных островов. Перед п. Монды шиверы становятся мощнее. Справа видны дома поселка. Река прижимается к конгломератной стене левого берега и кажется, целиком уходит в грот под стеной. На самом деле половина струи идет под правый берег, но с наплыва она не видна. В самом поселке протяженные шиверы с валами 0,4-0,6 м, особенно выделяется сложный участок 100 м в левой протоке ниже моста автотрассы — скопления камней в центре русла. Есть спокойный обход по маловодной правой протоке. Участок шивер считается разминочным перед следующим.
Второй участок — «каньон»: это скорее лесистое ущелье со скальными берегами и плоской поймой. Типичная корытообразная троговая долина. Начинается от моста в п. Монды и продолжается за автомобильным мостомчерез Иркут у бывшего п. Харадабан. Автомобильная дорога идет по левому берегу довольно высоко, временами удаляясь от реки, просмотр с нее затруднен из-за густого кустарника. Протяженность 16 км. Средний уклон 12-15 м/км. Река собирается в одно русло, под скальными стенами на поворотах сложные прижимы. Фоном идут шиверы 3 КС. В шиверах вал выше 1 м, участки быстротока по 500 м есть только в начале и в конце участка перед мостом. Выделяют пороги «Ворота», «Красный камень» - это прижимы с крупными глыбами в русле на выходе и «Скверный» - слив через глыбовую россыпь с перепадом 1,5 м, а также 2 коротких каньонных сужения с прижимами, 3-й каньон спокойный.
Третий участок — от автомобильного моста до д. Мойготы. Протяженность 16 км, уклон 8-10 м/км. Это продолжение предыдущего участка с меньшим уклоном и короткими участками быстротока между препятствиями. Мы насчитали 12 прижимов, наиболее интересны №3 — река бьёт в скалу правого берега, поворот на 90 градусов, такой же №8 (Грот), ниже прижима справа в береговой скале большой сквозной грот провального типа. Выше прижима на правом берегу стоянка. №9 — трек под скалой левого берега при ширине струи не более 3 м, на выходе ступенька с глубокой бочкой. В среднюю и выше воду прижим можно обойти справа по внутреннему радиусу через фильтрующую отмель. №10 — на выходе судно накрывает отбой от скалы левого берега, ниже мощные сбойки. Прижимы, кроме первого после моста — просмотр; шиверы второй половины участка, где река выходит из гор, можно идти сходу, ширина русла оставляет время для маневра. От начала последней шиверы впереди видны дома деревни Мойготы. В шивере река круто идёт вниз и перед домами деревни упирается в россыпь правого берега, образуя впечатляющий трек на левом повороте.
Четвертый участок — д. Мойгоы — устье р. Мал. Зангисан (п). Протяженность 38 км. Река выходит во вторую после п. Монды котловину и успокаивается. Протоки между лесистыми островами, быстрая гладкая вода, отдельные перекаты. Большинство боковых проток перекрыты завалами, главная протока свободна. Основная вода идет по левой протоке, п. Туран остается справа. Левая протока упирается в дамбу автотрассы из п. Хойтогол, вдоль дамбы по левому берегу на протяжении 500 м тянется многолетний завал-наносник. В середине завала быстрая струя правой боковой протоки пересекает все русло, с сильным боем вглубь наносника. Место опасное, при прохождении необходим телемарк носом к струе боковой правой протоки. От моста по автотрассе 1,2 км до магазинов в п. Туран на перекрестке.
Пятый участок — устье р. Мал. Зангисан — п. Шимки. Протяженность 12 км, уклон 6 м/км. Река пересекает очередное разделяющее котловины поднятие, сразу за устьем р. Мал. Зангисан на левом повороте начинается бурная 300 м шивера. Следующая за ней шивера через 700 м упирается на левом повороте в пор. Неожиданный — самый мощный и крутопадающий прижим р. Иркут. Перепад в прижиме около 2 м. Под скалой правого берега струя образует валы 1,5 м, по внутреннему радиусу на входе косая бочка, отбрасывающая нос судна в основную струю. Фильтрующая отмель левого берега оканчивается крутой ступенькой высотой свыше 1 м. Выход на берег перекрыт наносником. Ниже ещё 5 прижимов подобного типа, менее крутых и мощных, разделённых участками шиверы. Шиверы тянутся до горы Байтак (л), 1035 м , дальше до п. Шимки протяженные перекаты.
Шестой участок: д. Шимки — д. Тибельти. Протяженность 118 км. Река меандрирует по дну Тункинской кодловины, напоминая лесистую реку севера Европейской части России. Течение 5 км/ч, пляжи, острова. Перекаты в районе п. Зун-Мурино, в п. Гужиры — магазин.
Седьмой участок: п. Тибельти — д. Быстрая. Протяженность 12 км. Котловина заканчивается, ниже п. Скотоимпорт крутые берега с мокрой прибайкальской тайгой. Здесь Иркут — настоящая сибирская река шириной свыше 100 м, течение 10-12 км/ч на всем участке.
Восьмой участок: ниже д. Быстрая (п) начинается 160 км участок Нижнего Иркута с порогами 2 КС, где летом организуются коммерческие сплавы (он и называется «матрасным»). В 5-6 км за Анчуком – Куличья шивера с небольшими водяными валами. Примерно отсюда начинается 30-километровая Зыркузунская (Зыркинская) петля, где у отвесного Зубгуканского скального утеса река разворачивается на 180 градусов. В начале прошлого века изыскатели для строительства Кругобайкальской дороги всерьез разрабатывали ее проект по долине р. Иркут, планировалось спрямить Зыркузунскую петлю за счет строительства 3,7-километрового тоннеля под хребтом Быстринская Грива. Но затем пришли к выводу, что своенравный Иркут с большими колебаниями воды и частыми паводками станет причиной удорожания содержания дороги в будущем, и в итоге построили дорогу с большими перепадами и многочисленными тоннелями по берегу Южного Байкала.
Сразу после поворота реки – Малый порог, хорошо видный благодаря прямому 500- метровому участку перед ним. За порогом уклон р. Иркут заметно увеличивается, в русле появляются отдельные группы камней. Вскоре слева появляется довольно широкий распадок – падь Широкая, вскоре после которого будет Большой порог. За Большим порогом следует Косая шивера – порог протяженностью около километра с крупными камнями. От Косой шиверы 6 км до порога Бык, за которым вскоре справа будет устье реки Зазары с широкой поляной и разнотравьем. Ниже по течению будет еще два заметных порога – Мотский и Муромский, шивера Собачьи ребра.
Дневник похода.
День 1, 21.08.2025 г: г. Слюдянка — п. Монды (автотранспорт).
В 11-00 выходим из поезда в г. Слюдянка, на вокзальной площади открытой в сторону оз. Байкал ждем такси. Цены разные, предварительный заказ дешевле. Здесь же предлагают за 40 тыс. руб везти группу в п. Орлик. Это не к нам. Из легковых автомобилей здесь популярна праворульная «Тойота». 210 км до п. Монды едем 3,5 часа. Дорога хорошая (после разбитых фурами трасс Подмосковья), разметка, ограждения, ровный асфальт, камер немного, потрясающие виды на Тункинские гольцы. В центре поселка останавливаемся в гостинице (заказали заранее, свободных мест нет). Вечером идем смотреть реку. Прозрачная вода, хорошие длинные шиверы, то что надо. Поражают заросшие эдельвейсами коровьи пастбища на окраине поселка.
День 2, 22.08.2025 г: 4 км, р. Иркут до конца п. Монды.
Ночью с востока от Байкала пришли тучи, шел сильный дождь. Решаем начинать сплав по шиверам выше поселка, пешком выдвигаемся через мост и правобережную часть п. Монды. Через 3 км за фермой начинается лес, к реке ведут проселочные дороги, есть хорошие места для стоянок. Ночуем. Вечером из поселка к нам прибежал молодой собак и захотел с нами подружиться. Я сразу предупредил: не кормить, имя не давать, иначе придется брать с собой. Пес весь вечер сопровождал нас по полянам с редкими лиственницами в пойме реки и уснул возле палатки. Мы попытались неудачно половить рыбу (поклевок не было вообще), заварили чай с ягодами облепихи и легли спать. Ночью снова шел проливной дождь, да такой, что под утро я пошел смотреть вешки уровня воды. Хотя терраса высокая, на деревьях висит лесной мусор после весеннего паводка. Утром наблюдаем границу снега выше 2500 м, вода поднимается медленно по 0,4 м в сутки, в сужениях и на прижимах 1-1,5 м. Былой прозрачности уже нет, сначала цвет воды стал мутно-серым, а теперь «кофе с молоком». Решаем пройти просмотренный участок до конца поселка перед ущельем, потом походить в радиалки в окрестностях поселка и подождать спада воды. Стартуем.
Из кустов появляется давешний собак, сопровождает нас по берегу, жалобно скуля. Он решил, что уже договорился обо всём и едет с нами в Москву. Заглядевшись и пожалев его, ловим первый камень-обливник через 100 м сплава. Успеваю отвести нос, камень дает хороший пинок под корму, и я просто вылетаю в реку. Глубина всего 1 м, лодка прочно сидит на камне, матрос впереди мощно гребет вперед, а я просто стою у камня и держусь за лодку. А собак бросился нас спасать, поплыл через шиверу. Его конечно снесло, и вскоре он исчез в бочках у правого берега. Потом мы его видели понуро бредущим в сторону поселка.
Больше не отвлекаемся, в дождевой паводок река изменилась. Идем по памяти просмотренный участок, везде попадаем куда надо. Вот и автомобильный мост, а лодка уже залита. Останавливаемся вылить воду, смотрим участок шиверы за мостом и решаем идти в обход правой протокой. Камни затоплены, все изменилось и в левой протоке 100 м «белой воды». После моста в 500 м река подходит к скальной стенке правого берега, здесь, ещё в черте поселка, первый прижим. Несложный, камни на выходе залиты, простреливаем прижим по внутреннему радиусу. Через 700 м второй, за ним скальное сужение. Мы его идентифицировали, как порог «Ворота». В малую воду все просто. За скалой левого берега отбой разбивается на каменных глыбах (туда лучше не попадать), слева чистый проход и далее валы 0,5 м в скальном сужении. Теперь река, сжатая в одном русле, поднялась метра на 1,5, над камнями на выходе из прижима образовался водяной бугор, а за ним пологий слив высотой 2 м. Залезаем на бугор и с него валимся (это ещё не котел) в здоровенную лохматую рыхлую бочку. Сначала в неё уходит нос лодки, затем плечи переднего гребца. Исход очевиден, сейчас лодка упрется в дальний край бочки, потеряет скорость, сложится, и мы начнем «вариться». Чудом пробиваем бочку (она все же рыхлая), Катерина цепляет веслом гладкую воду и вытаскивает нос лодки. Бочка нас отпускает, и дальше просто идем лагом по струе через скальное сужение, открениваясь на валах высотой 0,8 м. Лодка полна воды. Сужение заканчивается, за скалами слева виден маленький пляжик, впадающий ручей, на правом берегу приметный выступ белого цвета. Он так и зовется у местных — «Белый камень» — место для купания и рыбалки. Встаем, выливаем воду, на сегодня хватит. Дальше начинается ущелье, будем ждать спада воды. Идем в гостиницу «Мишина берлога» на окраине поселка возле поста пограничного контроля. Мест нет, договорились поставить палатку на территории, есть горячая вода, газ, душ. А что ещё надо в походе?
День 3, 23 августа 2025 г: радиальный выход на Хулугайшинский вулкан.
Уровень воды в реке высокий и не снижается. Снеговая линия поднялась до 2800 м, идет снеготаяние. У нас планировались радиальные выходы в окрестностях поселка Монды, вот и займемся. Первый выход на Хулугайшинский вулкан (1460,7 м). Он расположен на левом берегу р. Хулугайма (бурятск. «дом воров» - здесь недалеко скотопрогонный перевал в район оз. Хубсугул в Монголию, в урочищах у подножия хребта прятали ворованный скот). Проселочная дорога от восточной окраины поселка постепенно набирает высоту, поднимаясь над автомобильной трассой и обходя по верху ущелье р. Иркут. Это старая дорога выходит через 20 км к мосту у бывш. п. Харадабан. По пути она пересекает большие поляны, покрытые эдельвейсами и через 2,5 км пересекает р. Хулугайма — левый приток р. Иркут. Здесь это ручей шириной 1 м, через него в 20 м ниже дороги есть деревянный пешеходный мост. Вверх по левому берегу ручья 1 км по дну ущелья до начала красивого каньона, левый берег которого представляет собой застывший лавовый поток крутизной 50 градусов с перепадом свыше 100 м. Русло ручья усыпано пористыми кусками шлака. Над ручьем через каньон на большой высоте проходит линия ЛЭП. Сам вулканический конус в виде расплывшегося возвышения скрыт в лесу, погребен под слоем четвертичных отложений и внешне на вулкан совсем не похож. По геологическому описанию Хулугайшинский вулкан –это вулканическая постройка, расположенная у северного крутого борта Мондинской впадины, вскрытая глубоким ущельем р. Хулугайма. Вулкан сложен желтым стекловатым пирокластическим материалом, насыщенным мелкими (0,5-1,5 см) обломками черного базальтового стекла. Высота сложенного ими конуса около 60 м. В верхней части постройки переслаивается желтый и черный пирокластический материал, перекрываемый лавовыми потоками. Они стекали по крутому (45-60 градусов) склону вулканического конуса. Насчитывается не менее восьми потоков толщиной от 1 до 10 м. Общая мощность лавовых накоплений более 60 м. Разрез венчается комковатыми гавайитами.
Ниже по течению р. Хулугайма в дорожной выемке из горизонта желто-бурых грубообломочных отложений, перекрывающих базальты, выделен богатый спорово-пыльцевой комплекс среднего-верхнего миоцена. Калий-аргоновая датировка базальтов 16,5+0,8 миллионов лет соответствует среднему миоцену. Подобных проявлений активного вулканизма по левому борту Тункинской котловины довольно много, счет конусов идет на десятки. Эти вулканы по представлениям науки вулканологии считаются активными, хотя извержений в историческую эпоху не зафиксировано. О прежних извержениях в эпоху плейстоцена говорят многочисленные находки, например обнаружение двухслойной многолетней мерзлоты в долине р. Жомболок (при бурении разведочных скважин было установлено, что нижний слой мерзлоты на глубине 300 м погребен под 40-метровой толщей излившейся лавы. Она почти не образует знакомых по Курилам, Армении или Приморью шестигранников, зато вся пронизана пузырями - состав её был совсем другим, с большим количеством газа, от которого раскалённая жижа бурлила). А ещё при бурении со льда был обнаружен сохранившийся слой многолетней мерзлоты под 2-метровым слоем осадков на дне Малого моря (оз. Байкал), что говорит о катастрофическом опускании этого обширного участка суши и погребении его под водами озера.
День 4, 24 августа 2025 г: рад. выход на г. Хулугайша (н/к, 3015 м). «Хулугай» в переводе с бурятского — вор. Топонимика района сложна, встречаются бурятские, монгольские, эвенкийские названия. Мне больше нравится перевод с монгольского — «Улуг-айша» — «Большая медведица», темный гребень горы издалека действительно напоминает спину кормящегося медведя. Для восхождения это самый простой трехтысячник в Сибири. Подъём занимает 4-6 часов, но если вершина закрыта, на гребне даже в июле можно попасть под снег. От поселка наезженная проселочная дорога широкими петлями поднимается на верхнюю террасу к подножию горы. Здесь в 5 км расположен бывший кордон — несколько бревенчатых домов на огороженной поляне. До кордона от гостиницы в центре п. Монды туристов возят на «Буханке». Выше по заросшей дороге вдоль линии связи до метеостанции идет тропа. Ущелье широкое, переходит в каровую лестницу, состоящую из двух каров. В нижнем небольшой водопад, к нему влево отходит тропа. Метеостанция расположена на восточном плече верхнего кара. После неё к вершине лучше подниматься по западному плечу и и далее по пологому ребру.
День 5, 25 августа 2025 г: сплав по р. Иркут, мост у п. Харадабан — устье р. Мал. Харагол, 10 км.
Уровень воды в реке все ещё высокий, сплав продолжаем от Харадабанского моста в 20 км ниже п. Монды. На (п) берегу ниже моста хорошая поляна для стапеля. 500 м быстрины, два простых прижима. Далее шиверы нужно смотреть, линия движения и камни с наплыва не видны. Нужно смотреть не только вход в шиверу, но и куда попадешь на выходе, когда река упирается в прижим. Можно выброситься на фильтрующую отмель перед прижимом и с неё смотреть, стоит ли в него соваться по низкой воде. Прижим №3 — крутой поворот на 90 градусов влево под скалой, сужение русла. Прижим №8 - также крутой поворот влево под прямым углом, резкое сужение русла, за ним большой сквозной грот в скальной стене правого берега, примерно 5 км от моста. На правом берегу выше прижима сырая стоянка в лесу, выход по тропе на автотрассу. Прижим №9 — узкий проход на правом повороте под скалой, мощный трек без отбойного вала, на выходе ступенька с глубокой бочкой. В сужении ширина потока не более 3 м, с подъемом воды прижим должен стать проще. Прижим №11 — в конце правого поворота лодку накрывает отбой от скального выступа справа, дальше идут «грибы» и мощные сбойки. В районе устья р. Бол. Харагол участок Харагольских шивер, представляющих собой горки по 100 м с крупными обливными камнями в русле и валами 0,8-1,0 м, есть бочки. За устьем р. Бол. Харагол долина расширяется, между шиверами появляются короткие плесы, можно идти сходу. Берега крутые, обрывистые, галечные отмели. Место для стоянки найти трудно. Встали на (л) берегу на старой заросшей гари. По берегу идет тропа. В сосновом лесу изобилие грибов — моховики, маслята, рыжики. Ночью на свет фонаря атака мокрецов и мошки в невероятном количестве. Хорошо, что палатка герметична, еле отбились.
26.08.2025 г: р. Мал. Харагол — 8 км выше п. Туран (20 км)
Ниже устья р. Мал. Харагол шиверы продолжаются, крутопадающие участки по 100-150 м, выражена центральная струя с валами 0,6-0,8 м. Перед д. Мойготы (впереди видны дома) в конце прямого участка шиверы впечатляющий трек. Вода на большой скорости упирается в обрывистый правый берег, состоящий из крупных валунов и поворачивает на 90 градусов. С удовольствием прокатились по треку, а вот камеру включить забыли. За деревней шиверы становятся проще, начинаются длинные перекаты по 300-500 м. Изредка встречаются горки с валами до 1м, одиночные камни в широком русле хорошо видны с наплыва. Река разбивается на шиверистые протоки, забитые снесенным лесом, основное русло чистое. При слиянии проток встречаются крутопадающие горки с перепадом 1,5-2,0 м на 20 м русла. В сливах валы 0,5-0,7 м, сбойки. Встали на высоком острове в 8 км выше п. Туран. Ровные песчаные площадки, грибы, ягоды облепихи.
27,08.2025 г: 24 км, стоянка 1 км ниже устья р. Бол. Зангисан.
Река постепенно собирается в левую протоку (Большой Иркут). Правые протоки маловодны. Сплав спокойный. Впереди видна высокая дамба автомобильной дороги из с. Туран в Нилову пустынь и п. Хойто-гол. Вдоль дамбы по левому берегу 500 м тянется наносник из снесенных деревьев, образуя вал выше 3 м. Примерно в середине мощная струя правой протоки пересекает реку, образуя опасный прижим, бьющий вглубь наносника. Разворачиваем нос лодки на поток и телемарком пересекаем эту струю. Ниже виден мост, возле него травянистые стоянки в молодом ельнике (п). Опять много грибов. По асфальтовой дороге 1200 м до перекрестка в п. Туран (здесь лучший выход с реки), у перекрестка 3 магазина.
Дор. Ихэ-Ухгунь тянутся плесы, перекаты в широком русле. По описанию в 1 км ниже устья р. Мал. Зангисан (п) порог Неожиданный (КС-4). Сразу за устьем притока начинается бурная 300- метровая шивера на левом повороте. за ней вторая, в конце которой река упирается в невысокую скалу правого берега и исчезает. Под скалой иногда взлетают фонтаны брызг. Выбрасываемся на валуны фильтрующей отмели левого берега. Выход на берег из воды перекрыт длинным наносником. Отмель обрывается ступенькой высотой от 1 до 1,5 м, за которой бушует прижим. Река образует мощный навал на скалу правого берега с перепадом около 2 м и валами высотой 1,5 м, на выходе в потоке крупные глыбы. Под левым берегом на малом радиусе малозаметная косая бочка, отбрасывающая нос лодки в главную струю. Ниже ещё 3 шиверы с прижимами подобного типа, но слабее, валы до 1 м. Шиверы постепенно ослабевают. Плохо со стоянками, мокрец, мошка.
28.08.2025 г: 18 км, до летника у п. Кырен.
До г. Байток (л, 1036 м) продолжаются шиверы, дальше протяженные перекаты до с. Шумки (л, магазин). По берегам скалы до 100 м высотой, сосновые и березовые леса, напоминает р. Ай на Южном Урале. На поворотах видны Тункинские гольцы со снежными вершинами. Встречаются быстрины и перекаты в широком русле. Берега на высоту 2-3 м покрыты слоем ила, много снесенных деревьев, пастбищные выходы к водопою, стоянок нет. Вода прозрачная, течение 1-1,5 м/с, рыбы нет. Встали на обрывистом правом берегу в березовой роще на краю пастбища (лошади, коровы). Здесь же вдоль пересохшей протоки рыбацкий проселок в д. Шимки.
29.08.2025 г: 26 км, петли реки за п. Кырен.
Равнинная река, много кос, отмелей. Берега заилены, чтобы не стоять на песке, нужно искать возвышенные местана береговых обрывах высотой 3-4 м. Рыбы нет, грибов нет. Русло выписывает огромные петли. Пастбища чередуются с лесом и зарослями кустов. Прекрасный вид на Тункинские гольцы.
30.08.2025 г: 20 км, петли реки.
Дошли до п. Жемчуг (П), дома в стороне от реки.
31.08.2025 г: 20 км петля реки у п. Зактуй.
Острова, мели, ширина реки до 200 м. После моста автодороги в п. Тунка появляются места для стоянок (л) — большие поляны в сосновом бору. Автомобили рыбаков, все без улова. Течение 3-4 км/ч.
01.09.2025 г: 24 км, за п. Гужиры.
С обоих берегов к реке подходят возышенности перед впадением р. Зун-Мурин. Иркут прорываетсяв 3-ю котловину. Печсчаные пляжи сменяются галечными, в русле протяженные перекаты, красивые высокие лесистые берега, скалы (л). Переправа в д Еловка под линией ЛЭП, слева снова высокие лесистые отроги, в глубине каменные осыпи. Мест для стоянок мало, берега крутые, в местах выхода к воде водопои. В д. Гужиры (л) магазин. Ниже перекаты в протоках перед устьем р. Зун-Мурин. Ниже устья быстрые протоки, длинные перекаты, чистая вода. По правому берегу появляются места для стоянки.
02.09.2025 г: 20 км, слияние проток за д. Шулуты.
Перекаты в протоках продолжаются до д. Шулуты, затем река резко замедляется. Шли правой протокой Тыбыргын, выше д. Горы (п) на месте паромной переправы автомобильный мост дороги в с. Далакай.
03.09.2025 г: 16 км, излучина перед р. Быстрая (п).
До д. Тибельти река течет в широком русле, течение 4 км/ч. В п. Тибельти тросовая переправа.Стоянки на лугах, в местах водопоев. Берега — кустарник, обрывы, высокая трава. Действующий дом отдыха у бывш. пионерлагеря (п). Слева подходит хр. Быстринская Грива. Берега повышаются, течение 2 м/с, стоянки только в местах переправ. На склонах сырая прибайкальская тайга, лес смешанный на месте зарастающих вырубок, брусничник, есть кедры. Остановились на высокой песчаной косе правого берега перед отм. 842 м.
04.09.2025 г: 4 км до устья р Быстрая прошли за полчаса. За устьем поляна и дорога в деревню (п). По тропинке напрямик до остановки автобуса 2,5 км. Маршрутки забиты, в сторону г. Слюдянка следуют без остановки. Мегафон не ловит, только Теле-2, пришлось для вызова такси обращаться к местным. До вокзала в г. Слюдянка 24 км.
